Роль железных дорог в единой транспортной системе страны

1.3 Роль железных дорог в единой транспортной системе страны

В стране функционирует целая транспортная система, обеспечивающая перевозки пассажиров и перемещение грузов, тесно связанная и взаимодействующая между всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), воздушным, трубопроводным и др.

Грузовые перевозки выполняются всеми видами транспорта и учитываются в тоннах перевозимого груза (по отправлению) и в тонно-километрах (по грузообороту). Пассажирские перевозки также осуществляются практически всеми видами транспорта; бывают дальние, пригородные и городские пассажирские перевозки.

Железнодорожный транспорт России занимает ведущее место в транспортной системе страны, выполняя около 85 % грузооборота и более 37 % пассажирооборота транспорта общего пользования. В 1998 г. железные дороги перевезли 834,8 млн т грузов, 1471,3 млн пассажиров. Грузооборот в том же году составил 1019,5 млрд т км, пассажирооборот — 152,9 млрд пасс. км. Железные дороги России по своей технической оснащенности и показателям перевозочной работы являются крупнейшей транспортной системой мира.

Российские железные дороги включают в себя 17 дорог, общая эксплуатационная длина которых на 1.01.1999 г. составила 86,2 тыс. км. Железные дороги России занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей, второе место — по эксплуатационной длине железных дорог (после США), третье место — по перевозкам грузов (после Китая и США), грузообороту (после США и Китая), перевозкам пассажиров (после Японии и Индии).Железные дороги включают в себя инженерные сооружения и различные технические устройства и средства, обеспечивающие своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в перевозках. Сюда входят:

  • железнодорожный путь;
  • подвижной состав (локомотивы и вагоны);
  • сооружения локомотивного и вагонного хозяйства;
  • сооружения и устройства сигнализации, связи и вычислительной техники;
  • электро и водоснабжение;
  • железнодорожные станции и узлы.

Бесперебойная и безаварийная работа такого многоотраслевого хозяйства требует взаимоувязанной и слаженной работы всех звеньев.

В этой связи инженер путей сообщения, выпускник транспортного вуза любой специальности, должен обладать необходимыми знаниями и иметь представление о работе смежных отраслей железнодорожного транспорта. Он должен также знать и представлять роль, занимаемое место и взаимосвязь железнодорожного транспорта в единой транспортной системе страны, принципы распределения перевозок между всеми видами транспорта с учетом экономических показателей и рыночных отношений — железнодорожным, автомобильным, речным и морским, воздушным, трубопроводным, промышленным и др.

Железнодорожный транспорт среди всех видов наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует круглые сутки независимо от времени года и погоды, что особенно важно для России с ее различными климатическими зонами. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов при сравнительно небольшой себестоимости и высокой скорости их доставки потребителю. Железнодорожный транспорт по сравнению с другими видами в меньшей степени воздействует на окружающую среду и имеет меньшую энергоемкость на выполнение перевозочной работы.

Перевозка грузов по железным дорогам экономически выгодна на больших расстояниях. Это объясняется более высокой долей расходов, не зависящих от дальности перевозок и удорожающих их себестоимость на коротких расстояниях. Средняя дальность перевозки одной тонны груза на железнодорожном транспорте на 1.01.1999 г. составила 957 км, а на автомобильном — всего 21 км. При этом себестоимость перевозки тонны груза по железным дорогам более чем в пять раз ниже, чем при перевозке автомобильным транспортом. По грузообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в единой транспортной системе страны и является основным видом транспорта общего пользования в системе народного хозяйства.

Железнодорожный транспорт является наиболее универсальным видом транспорта для обеспечения перевозок в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы. Железнодорожный транспорт наиболее приспособлен к массовым перевозкам. Он функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий.

Автомобильный транспорт обладает лучшей маневренностью, благодаря чему груз может быть доставлен потребителю, минуя перегрузочные операции и с большей скоростью, чем по воде и железной дороге. При малых потоках перевозок автомобильный транспорт требует меньших затрат на сооружение дорог. Автомобильный транспорт применяется главным образом для внутрирайонных перевозок грузов и пассажиров, завоза и вывоза их на железные дороги.

Водный транспорт (речной и морской) требует сравнительно небольших затрат на освоение путей сообщения. Средняя стоимость перевозок по внутренним водным путям примерно такая, как на железнодорожном транспорте.

Речной транспорт по скорости уступает железнодорожному. Использование судов на подводных крыльях повышает скорость пассажирских перевозок. К недостаткам речного транспорта относятся:

  • извилистость путей сообщения, увеличивающая их длину; мелководье некоторых рек в конце летнего периода;
  • прекращение судоходства в зимнее время.Речной транспорт используют в основном для перевозки между пунктами, расположенными на речных путях, а также в смешанных железнодорожно-водных сообщениях.

Морской транспорт имеет свои особенности. Здесь скорость движения выше, чем на речном транспорте. По регулярности морской транспорт уступает железнодорожному, так как некоторые порты замерзают в зимний период времени. В Арктике используют ледоколы и ледокольные транспортные суда. В их числе «Арктика», «Сибирь», «Ленин» и др. Морской транспорт является основным видом транспорта в обеспечении торговых связей более чем со 145 странами мира и обслуживании приморских районов страны.

Воздушный транспорт является самым скоростным видом в общей транспортной системе страны. К его важнейшим преимуществам относятся:

  • возможность быстрой организации регулярной связи между любыми районами страны, где отсутствуют другие виды транспорта;
  • воздушные маршруты короче соответствующих маршрутов по железным и автомобильным дорогам примерно на 25—30 %, а по морским и речным путям — почти на 50 %;
  • ребуют меньших удельных капитальных вложений, приходящихся на один километр линий, по сравнению с другими видами транспорта.

Основными недостатками воздушного транспорта являются:

  • высокий удельный расход топлива и высокая себестоимость перевозок;
  • регулярность воздушных сообщений зависит от метеоусловий.

Этот вид транспорта используется в основном для пассажирских перевозок, а также для перевозки почты, дорогостоящих (пушнины) и скоропортящихся (живой рыбы, фруктов, цветов и др.) грузов. Кроме того, он применяется в сельском и лесном хозяйствах, в производстве аэрофотосъемок при изыскании новых линий железных дорог, автодорог, трубопроводов и др. Помимо самолетов на воздушном транспорте используют вертолеты.

Трубопроводный транспорт имеет самую низкую себестоимость транспортировки грузов. По трубопроводам перемещается более 95 % добытой нефти. Основными преимуществами трубопроводного транспорта являются:

  • стоимость сооружения одного километра нефтепровода почти в два раза меньше стоимости строительства одного километра железнодорожной линии;
  • нефтепровод может быть проложен повсеместно и по наиболее короткому направлению;
  • благодаря более высокой герметичности перекачки жидкого груза трубопроводный транспорт обеспечивает сокращение потерь нефти в 1,5 раза по сравнению с железнодорожным и в 2,5 раза по сравнению с водным транспортом.

В целом грузооборот всех видов транспорта в 1998 г. в России составил 1202 млрд т км, пассажирооборот — 408 млрд пасс. км. Для сокращения транспортных затрат, повышения качества обслуживания пассажиров и грузовладельцев в целом важное значение имеет четкое взаимодействие всех видов транспорта:

  • координация и согласование работы в области планирования и распределения перевозок, рационального использования технических средств;
  • разработка и внедрение единых технологических процессов работы станций, подъездных путей, предприятий, портов, пристаней;
  • согласование графиков и расписаний движения поездов, автобусов, самолетов, речных и морских судов и др.



Реклама. Информация о рекламодателе на сайте skillbox.ru