Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят:
- железные дороги и многочисленные предприятия технического, коммерческого и социального назначения;
- административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения;
- научные и учебные институты, академии и университеты, техникумы, лицеи, школы и дошкольные учреждения.
Для осуществления перевозочного процесса железные дороги в своем распоряжении имеют технические средства, такие как:
- подвижной состав;
- железнодорожные сооружения и устройства.
К подвижному составу относятся:
- вагоны, выполняющие основное назначение железнодорожного транспорта и занимающие одно из ключевых мест в работе железных дорог. Это нетяговый подвижной состав, состоящий из многочисленных типов и моделей грузовых и пассажирских вагонов различного назначения;
- локомотивы, осуществляющие тягу поездов и маневровую работу. Локомотивы включают в себя такой тяговый подвижной состав, как электровозы, тепловозы, паровозы, газотурбовозы, мотовозы, автомотрисы, электропоезда и дизель-поезда.
К железнодорожным сооружениям и устройствам относятся:
- железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования, отправления поездов и выполнения других операций;
- сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
- устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
- устройства автоматики, телемеханики, связи и вычислительной техники для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
- сооружения для экипировки, ремонта вагонов и локомотивов и другой транспортной техники;
- устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрифицированных линиях;
- устройства водоснабжения;
- устройства материально-технического снабжения и др.
Специфика работы железных дорог заключается в размещении их по всей территории страны, а также в необходимости выполнения графика движения поездов при любых условиях и четком взаимодействии всех звеньев железнодорожного транспорта. Вышесказанное убеждает в необходимости создания особой структуры управления, которой придаются следующие принципы управления железнодорожным транспортом:
- сочетание единого централизованного руководства с предоставлением больших прав и самостоятельности линейным подразделениям;
- соблюдение единоначалия;
- организация управления по производственно-территориальному принципу, обеспечивающему оперативность и конкретность руководства, возможность осуществления единой технологической политики на всей сети железных дорог страны.
В структуре железнодорожного транспорта Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. создано Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО РЖД) с уставным капиталом в 1535,7 млрд руб., в распоряжении независимых компаний которого находится свыше 2000 тыс. вагонов (примерно треть парка РЖД), обеспечивая конкуренцию на рынке железнодорожных перевозок.
Единое централизованное руководство работой железнодорожного транспорта осуществляется Министерством путей сообщения РФ, в состав которого входят департаменты, обеспечивающие руководство в оперативном и техническом отношениях деятельностью железных дорог. При МПС России и на железных дорогах созданы научно-производственные объединения, научно-исследовательские институты и проектно-конструкторские организации, функционирует Главный вычислительный центр, работают локомотиво-вагоноремонтные заводы и другие учреждения.
В составе ОАО РЖД находятся Департаменты вагонного и локомотивного хозяйства, Департамент дальних пассажирских перевозок и др. (всего 30). В составе железных дорог — филиалы ОАО РЖД, где работают службы вагонного и локомотивного хозяйств, службы по обслуживанию пассажирских перевозок и др. В составе отделений дорог — вагонные и локомотивные отделы, отделы по обслуживанию пассажиров и др., а в их составе вагонные депо: грузовые, пассажирские и рефрижераторные.
Особенность эксплуатации вагонного парка заключается в его взаимодействии со всеми техническими средствами железных дорог, а также устройствами сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Эффективность железных дорог во многом зависит от технического уровня и состояния эксплуатационного парка вагонов и взаимодействующих с ними технических средств. Поэтому при подготовке инженера-вагонника необходимо изучение особенностей конструкций и взаимодействующих с вагонами технических средств и устройств.