1.5 Основные показатели работы железнодорожного транспорта

Продукция железнодорожного транспорта оценивается целым рядом количественных и качественных показателей. Количественные показатели характеризуют объем перевозочной работы. Одним из основных установлен количественный показатель ЕP — объем перевозок (по отправлению) грузов, в тоннах (т), обычно за год, утверждаемый для сети железных дорог правительством. Этот показатель обеспечивает лучшую увязку планов производства с планами перевозок единым измерением — тоннами — по сравнению с показателем грузооборота в тонно-километрах, считавшимся основным до 1982 г. Вторым основным количественным показателем является грузооборот ЕPl— в тонно-километрах (т*км), представляющий собой произведение массы перевозимых грузов на расстояние (дальность) /перевозки. Грузооборот является обобщающим показателем, планируемым на всех уровнях, и используется для определения потребности в подвижном составе и ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии и т.д. В целях сокращения расходов на перевозки и ускорения доставки грузов план грузооборота должен выполняться за счет роста количества перевозимого груза, а не за счет увеличения дальности перевозок.

К числу важнейших количественных показателей относится количество перевезенных пассажиров ЕАl обычно за год, а также пассажирооборот ЕАl, исчисляемый в пассажиро-километрах (пасс.-км) и представляющий собой сумму произведений числа перевезенных пассажиров на среднее расстояние перевозки .

Приведенная продукция железнодорожного транспорта, исчисляемая в приведенных тонно-километрах, определяется по формуле:

Е lпр=Е Pl + k Е Al
где k — коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры.

Коэффициент перевода определяется соотношением себестоимости перевозок одного тонно километра и одного пасс. км. При определении производительности труда на железнодорожном транспорте значение к в большинстве случаев принимают равным 2, что соответствует учету труда на выполнение грузопассажирских перевозок.

Грузонапряженность железных дорог определяется средним количеством выполненной тонно-километровой работы или приведенными тонно-километрами, приходящимся на один км эксплуатационной длины.

Основными качественными показателями работы железных дорог и их подразделений являются:

  • выполнение плана перевозок, графика движения и плана формирования поездов;
  • техническая, участковая и маршрутная скорость движения поездов;
  • степень использования подвижного состава: оборот вагона и локомотива, статическая, динамическая нагрузка и производительность грузового вагона.Важнейшим качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу всех основных подразделений дорог, являются оборот вагона, представляющий собой время от начала погрузки вагона до начала следующей его погрузки.

К обобщающим экономическим показателям работы железнодорожного транспорта относятся производительность труда, себестоимость перевозок и прибыль.

Производительность труда определяется объемом выполненной продукции, приходящимся на одного работника эксплуатационного штата, исчисляемом в тонно-километрах, пассажиро-километрах или приведенных тонно-километрах.

Себестоимость перевозок представляет собой отношение суммы эксплуатационных расходов по перевозке к объему выполненной продукции. Прибыль определяется как разность между суммарными доходами железной дороги или отделения дороги и суммой эксплуатационных расходов на выполнение перевозок за тот же период времени. Прибыль — это показатель, в котором аккумулируются итоги всей хозяйственной деятельности железных дорог и предприятий транспорта.

Прибыль предприятий является главной статьей дохода госбюджета и основным источником финансирования капитальных вложений в расширение действующих и строительство новых предприятий, а также в жилищное, культурно-бытовое строительство и др.