3.8.1 Общие требования к грузовым вагонам |

3.8.1 Общие требования к грузовым вагонам

При переходе к вагонам нового поколения предусматривается улучшение их потребительских свойств и технико-экономических параметров. В этой связи МПС России и ВНИИЖТ совместно с научными организациями и заводами вагоностроительной промышленности разработаны основные критерии, обеспечивающие повышение эффективности вагонов нового поколения:

  • соответствие действующим нормативным документам заказчика и прогнозам развития экономики в течение назначенного срока службы;
  • обеспечение сохранности грузов, возможность механизации погрузки и выгрузки;
  • улучшение не менее чем на 5 % показателей производительности (грузоподъемности) по сравнению с лучшими из имеющимися в эксплуатации прототипами;
  • сокращение капитальных вложений (не менее 5 %) на поставки новых вагонов для требуемого объема перевозок;
  • экономия (не менее 10 %) эксплуатационных расходов;
  • применение тележек с усовершенствованными системами рессорного подвешивания и автоматических тормозов, безремонтными конструкциями пар трения в течение пробега до капитального ремонта, снижением динамических нагрузок в несущих узлах вагонов и элементах верхнего строения пути;
  • уменьшение удельной металлоемкости на единицу грузоподъемности, объема кузова и площади пола;
  • экологическая безопасность, возможность утилизации после окончания срока службы, предотвращение потерь груза через неплотности кузовов и выветривание с открытой поверхности;
  • повышение производительности труда за счет сокращения на 19—20 % затрат на обслуживание.

Исходя из этих критериев сформулированы общие требования к грузовым вагонам нового поколения (табл. 3.10). При этом вагоны с увеличенной нагрузкой на ось 25—30 тс должны иметь повышенную прочность и коррозионную стойкость листового проката и профилей за счет применения новых марок сталей. Это позволит снизить тару вагона, а следовательно, увеличить массу перевозимого груза, а также уменьшить эксплуатационные расходы на ремонт. Для всех типов вагонов нового поколения будут применены новые марки листовой и профильной сталей, класс прочности которых повышен с 345 до 390 Н/мм².

Начиная с 2005 г. предполагается переход к применению сталей с повышенным, до 420 Н/мм², классом прочности (табл. 3.11).

Необходимо также понизить центр тяжести вагона, что улучшит его устойчивость в порожнем режиме и позволит создать дополнительные объемы для перевозки сыпучих грузов. При разработке конструкции кузова вагона необходимо выполнение требований быстроты и удобства выгрузки и погрузки, исключающими применение ручного труда, а также сохранности грузов при транспортировке.

Нефтебензиновая цистерна требует существенной модернизации. Используя накопленный опыт создания и эксплуатации 8-осных безрамных цистерн на отечественных железных дорогах, принято решение использовать безрамную конструктивную схему цистерны. Ее преимущества состоят в существенном понижении центра тяжести, наиболее полном использовании пространства между тележками за счет возможного увеличения диаметра котла в среднем сечении, что позволит сохранить длину вагона по осям сцепления при увеличенном объеме котла и использовать существующие устройства по наливу и сливу без их модернизации.

Главным направлением совершенствования крытых вагонов предусмотрено максимальное удовлетворение требований грузоотправителей в части удобства погрузки-выгрузки, крепления и сохранности перевозимых грузов. Предусмотрено также увеличение объема кузова, усиление устройства пола наборными металлическими секциями, оборудование внутреннего помещения подвижными съемными перегородками. Разрабатывается новая конструкция дверей с устройствами, предотвращающими навал груза, улучшается теплоизоляция кузова, обеспечивается возможность установки усовершенствованного оборудования для перевозки людей.

Основным направлением совершенствования универсальных платформ является согласование их размеров и технических характеристик с требованиями на перевозку новой номенклатуры грузов. Намечается повысить прочность пола за счет применения наборных металлических секций с усиленным покрытием. В связи с исключением перевозки сыпучих грузов на платформах они будут выпускаться безбортными.

Платформы для перевозки контейнеров, предназначенные для эксплуатации в пассажирских и грузобагажных поездах, по ходовым качествам и воздействию на путь не должны отличаться от пассажирских вагонов. Предусмотрено оборудование их пневматическими тормозами с грузовым и пассажирским режимами. Разработана скоростная платформа для перевозки контейнеров, предназначенная для эксплуатации в ускоренных грузовых поездах. Предусмотрено оборудование всех платформ поглощающими аппаратами повышенной энергоемкости.

Вагоны-хопперы с повышенными осевыми нагрузками обеспечивают значительное сокращение расходов и трудозатрат за счет улучшенных технических параметров новой конструкции. При этом время выгрузки за счет усовершенствованной конструкции разгрузочных люков сократится на 20—25 %. Универсальность их конструкций повышается за счет возможности промывки кузова, что позволит использовать этот подвижной состав для перевозки более широкой номенклатуры сыпучих грузов.

Главное требование к кузову вагона минераловоза — повышенные антикоррозионные свойства. Этим требованиям в полной мере отвечает нержавеющая сталь. В случае применения углеродистых сталей должно быть использовано специальное защитное покрытие, обеспечивающее безремонтный пробег до планового ремонта.