На основе анализа условий эксплуатации, показавшего значительные различия требований в зависимости от рода перевозимых грузов, был разработан типоразмерный ряд поглощающих аппаратов автосцепного устройства грузовых вагонов (табл. 3.13).
К классам Т1 и Т2 относятся пружинно-фрикционные аппараты, в которых поглощение энергии удара происходит преимущественно за счет трения на рабочих поверхностях. Характеристики, отвечающие требованиям классов ТЗ и Т4, могут быть реализованы только в конструкции гидравлических или эластомерных поглощающих аппаратов.
В 1997 г. ГУП «ПО «Уралвагонзавод» совместно с ВНИИЖТом начал работы по созданию собственной конструкции эластомерного поглощающего аппарата автосцепного устройства грузовых вагонов.
В качестве рабочего тела был выбран материал на основе высокомолекулярного и кремнийорганического каучука — эластомер. Этот материал обладает рядом уникальных свойств: низкой зависимостью механических свойств от температуры, долговечностью при воздействии циклических механических нагрузок, экологической безопасностью и др.
Итогом выполненных работ стала конструкция аппарата АПЭ-95-УВЗ, успешно выдержавшая предварительные (включающие климатические и ресурсные испытания) и приемочные испытания.
Поглощающий аппарат АПЭ-95-УВЗ состоит из эластомерного амортизатора (рис. 3.66) и литого корпуса, внутренняя поверхность которого служит опорой скольжения для амортизатора при его сжатии.
При воздействии на аппарат внешней сжимающей силы полый шток 6 амортизатора, скользя по направляющему стержню 4, утапливается внутрь рабочей камеры А, уменьшая объем рабочего тела — композиции АДК. Одновременно под воздействием перепада давления происходит перетекание эластомера из предпоршневой А в запоршневую Б полости через калиброванный кольцевой зазор между поршнем 3 и внутренней поверхностью корпуса 1 амортизатора. Таким образом, при ударном сжатии аппарата сила гидросопротивления налагается на силу сопротивления эластомера объемному сжатию, что обеспечивает высокий коэффициент полноты силовой характеристики и значительную энергоемкость. После прекращения действия внешней силы потенциальная энергия, накопленная в объемно-деформированном эластомере, возвращает аппарат в исходное состояние. Согласно указанию МПС России опытная партия из 20 аппаратов АПЭ-95-УВЗ прошла эксплуатационную проверку на полувагонах в замкнутом маршруте.
Применение литого основания в конструкции аппарата АПЭ-120-УВЗ вместо литого корпуса у АПЭ-95-УВЗ позволило более эффективно использовать стандартный проем хребтовой балки, увеличить объем рабочей камеры амортизатора и реализовать рабочий ход 120 мм, повысить энергоемкость.
Помимо высокой энергоемкости эластомерные поглощающие аппараты, по сравнению с пружинно-фрикционными, обладают существенными преимуществами:
- отсутствие периода приработки у эластомерных поглощающих аппаратов позволяет обеспечить надежную защиту конструкции вагона непосредственно с момента их установки, в то время как фрикционному аппарату требуется не менее года работы для достижения проектной энергоемкости;
- отсутствие явлений заклинивания у эластомерных аппаратов существенно снижает вероятность возникновения аварийной ситуации как в поезде, так и при выполнении маневровых работ;
- гладкая силовая характеристика эластомерного аппарата снижает воздействие на конструкцию вагона высокочастотных нагрузок, характерных для работы фрикционного аппарата вследствие схватывания и срыва поверхностей трения;
- безремонтный срок службы эластомерного аппарата достигает более 16 лет.
Характеристики эксплуатируемых и намечаемых к серийному производству аппаратов приведены в табл. 3.14. Для фрикционных аппаратов значения энергоемкости и безопасной скорости соударения вагонов определены при среднем значении максимальной силы 2 МН.
Для грузов высокой стоимости и чувствительных к динамическим нагрузкам целесообразно обеспечить белее надежную защиту вагона от действия продольных сил и ускорений. Однако это возможно только при условии узкой специализации такого подвижного состава, введения специального тарифа и организации транспортных структур, которые будут арендаторами или собственниками вагонов. Выбор поглощающего аппарата для вагонов, предназначенных для перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом их воздействия на окружающую среду.
Показатели наиболее перспективных на сегодняшний день аппаратов приведены в табл. 3.15.