Пассажирский вагон открытого типа с креслами для сидения модели 61-828 предназначен для выполнения массовых перевозок пассажиров по магистральным путям МПС колеи 1520 мм с длительностью пребывания в пути не более 12 часов. Пассажирский салон кузова (рис. 5,2, а) оборудован 31 двухместными стационарными креслами с подножками. На задних стенках откидывающихся спинок кресел укреплены складывающиеся столики, служащие сидящим сзади пассажирам. Окна в салоне оснащены опускными рамами с двойным остеклением, два из которых являются аварийными выходами, используемыми при экстремальных ситуациях. Все окна имеют занавески и светомаскировочные шторы. Отопительная система — водяная, нагрев воды в котле осуществляется электронагревателями или твердым топливом.
Электроснабжение вагона обеспечивается от поездной магистрали с напряжением 3000 В и от генератора напряжением 50 В. Принудительная приточная вентиляция непрерывного действия с частичным удалением воздуха через дефлекторы, установленными на крыше по концам вагона. Основное освещение всех помещений, кроме тамбуров и туалетов, люминесцентное, а в тамбурах, туалетах и аварийное — лампами накаливания.
Тормоз — автоматический с пневматическим и электропневматическим управлением, имеется ручной тормоз и четыре стоп-крана. Переходные площадки оборудованы резиновыми ограждениями баллонного типа. Вагон оснащен пожарной сигнализацией, трансляционной сетью, звуковой сигнализацией. Плавность хода вагона не более 3,25, средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова в стационарных условиях не более 1,11 Вт/м2*К. Некупейный пассажирский вагон модели 61-836 предназначен для выполнения массовых перевозок пассажиров по магистральным путям МПС колеи 1520 мм. Пассажирский салон кузова (рис. 5.2, б) включает в себя 9 отделений, каждое из которых оборудовано двумя поперечными нижними (с рундуками) и одним продольным диванами, над которыми размещены спальные полки и полки для багажа. Продольные диваны могут быть преобразованы в два места для сидения со столиком между ними.
Между поперечными диванами у окна установлен откидной стол. В зоне продольных полок вагон оснащен глухими окнами, а на стороне поперечных полок — окнами с опускными рамами. Все окна вагона имеют двойное остекление, два окна пассажирского салона — аварийные выходы. Электроснабжение, освещение, отопление и вентиляция — типовые. Вагон оборудован системами холодного и горячего водоснабжения, системой пожарной сигнализации, радиосетью. Год начала производства вагона 1990. Плавность хода вагона 3,25; средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,05 Вт/м2*К.
Пассажирский купейный вагон модели 61-820К с кондиционированием воздуха, созданный АО ТВЗ, предназначен для перевозок пассажиров по магистральным путям колеи 1520 мм. Спальный вагон повышенной комфортности I типа II класса с 4-х местными купе для пассажиров создан на базовой модели 61-820. Основной отличительной его особенностью является наличие моноблочной крышевой установки кондиционирования воздуха S81B и системы автономного электроснабжения с генератором 32 кВт производства германской фирмы «Хагенук» и «Фага». Комфортные условия в поездке создают различные системы жизнеобеспечения.
Система кондиционирования воздуха с помощью микропроцессорного устройства в теплый период времени года в установившемся режиме осуществляет автоматическое регулирование температуры в вагоне в пределах +24 °С ± 2 °С. Система водяного отопления при температуре наружного воздуха минус 40 °С при работе котла на твердом топливе совместно с механической приточной вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже плюс 18 °С, а при нагреве воды электронагревателями температура автоматически поддерживается в пределах +22 °С ± 2 °С. Для обогревания в межсезонный период в служебном отделении, купе для пассажиров и проводников установлены электронагреватели.
Купе I—IX(рис. 5.3, а) оборудованы мягкими сидениями и полками, раздвижным столом, выдвижной лестницей для подъема на верхнюю полку, шкафами-нишами для одежды с полочками для головных уборов. Для размещения личных вещей имеется багажная ниша, малая багажная полка над окном, служащая для размещения мелких предметов. Под каждым нижним спальным местом находится рундук для багажа. В вагоне установлены термоэлектрический холодильник, электроплитка, сейф. Имеется душевая установка, а также смонтированы розетки для подключения электробритв и пылесоса. Освещение в пассажирском отделении и купе проводников — люминесцентное со встроенными статическими преобразователями, а у каждого пассажирского места — индивидуальные светильники с люминесцентными лампами. Имеется радиотрансляционная сеть и телефонная связь. Система горячего и холодного водоснабжения с запасом воды 1000 литров обеспечивает работу санитарно-технического оборудования туалетных помещений, мойки служебного отделения и кипятильника для приготовления кипяченой воды и ее последующего охлаждения водоохладителем. Низковольтные потребители электроэнергии питаются от автономной системы электроснабжения при движении вагона свыше 40 км/ч за счет работы подвагонного генератора с номинальной мощностью 32 кВт, подвешенного на раме вагона, имеющего приводот средней части оси колесной пары тележки, тормозного конца вагона. При скоростях движения до 40 км/ч и на стоянках низковольтные потребители питаются от аккумуляторной батареи 88 ВНЖ-300У2 с номинальным напряжением 110 В, установленной на выкатных тележках в двух взрывобезопасных аккумуляторных боксах, а при отстое — от внешней трехфазной сети напряжением 380 В. Высоковольтные потребители работают от подвагонной поездной магистрали напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц.
Большое внимание в вагоне уделено противопожарной защите. С этой целью использованы огнезащитные, огнестойкие и трудногорючие материалы при изготовлении деталей и узлов внутреннего оборудования, а также предусмотрены противопожарные перегородки между купе проводников и пассажирским салоном и огнезадерживающие перегородки между купе.
На случай аварийных ситуаций предусмотрена система пожарной сигнализации (УПС ТМ), имеются два огнетушителя. Возможен отбор воды из системы водоснабжения, для чего в туалете тормозного конца и коридоре нетормозного конца вагона имеются краны для подключения гибких шлангов.
Блочная конструкция внутреннего оборудования, откидные панели и съемные люки обеспечивают свободный доступ к трубам, изоляции, электропроводке, а единый центр управления и контроля всех систем способствует простоте и удобству обслуживания вагона. Год начала производства вагона 1963. Плавность хода вагона не более 3,25; средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,0 Вт/м2.К; максимальная продолжительность следования в пути до первой экипировки 24 ч.
Пассажирский купейный вагон СВ модели 61-4165 обеспечивает высокий уровень комфорта пассажиров и обслуживающего персонала за счет усовершенствованной планировки всех помещений вагона (рис. 5.3, б), наличием кухни, душа, современного оборудования, единства стилевого и цветового решения в оформлении интерьера. В кухне предусмотрены: стол для приготовления бутербродов, стол-мойка, откидное сидение, установлены две электроплитки напряжением 50 В и 220 В, термоэлектрический холодильник. Просторное душевое отделение имеет душевую кабину с краном-смесителем, вешалку и сидение для отдыха, зеркало, для подключения фена установлена розетка с напряжением 220 В. При температуре наружного воздуха до минус 40 °С система водяного отопления при работе котла на твердом топливе совместно с механической приточной вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже +18 °С; при нагреве воды в котле электронагревателями температура в вагоне поддерживается автоматически в пределах +20 °С.
Электроснабжение вагона — от подвагонного генератора ЭГВ.01 .У1, а на стоянках и при скорости движения до 40 км/ч — от аккумуляторной батареи типа 40 ВНЖ-300-ПУ 2, установленной во взрывобезопасном боксе на выкатных тележках. Освещение вагона — люминесцентными светильниками со встроенными статическими преобразователями. Освещение тамбуров, котельного отделения, душевой кабины, а также аварийное и дежурное по вагону — лампами накаливания. Вагон оборудован тормозной системой, в которой электропневматический тормоз является основным, пневматический — резервным, имеется ручной тормоз и четыре стоп-крана. Два окна в боковом коридоре — аварийные выходы. В вагоне имеется вызывная сигнализация и трансляционная радиосвязь. Год начала производства вагона 1993. Плавность хода вагона не более 3,25; средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,05 Вт/м2.К; удельный расход электроэнергии 10,2 кВт*ч/1000 пассассажиро-км.
Специализированный пассажирский вагон — бар модели 4166, созданный впервые АО ТВЗ, предназначен для эксплуатации на магистральных путях МПС. Ограждение его кузова — унифицированная цельнометаллическая тонкостенная несущая конструкция типа оболочки. При изготовлении вагона использованы нержавеющая, низколегированная и углеродистая стали. Планировка вагона-бара (рис. 5.4, а) позволяет организовывать досуг во время длительных поездок, а также проводить различные мероприятия, как например, презентации, приемы, встречи и др.
Основное помещение вагона-бара — салон с барной стойкой, танцевальным и обеденным залами. Салон оборудован двумя телемониторами для просмотра видеопрограмм от имеющегося в вагоне видеомагнитофона. Предусмотрена установка акустической системы, позволяющей прослушивать стерео- и монопрограммы, а также имеются электро-и радиорозетки. Удобные мягкие кресла, диван, удачно подобранное сочетание обивки мебели, стен и потолка, использование для отделки ценной породы дерева, большое количество зеркал — все это создает комфорт и располагает к отдыху. Для удобства уборки салона столы оборудованы подъемными механизмами, допускающими откидывание столешницы в вертикальное положение.
Система освещения салона оборудована люминесцентными лампами со встроенными преобразователями. Для создания обстановки, соответствующей характеру проводимых мероприятий, возможна различная комбинация включения светильников прямого света, отраженного света и подсветки стойки бара. Непосредственно к салону примыкает помещение кухни-раздаточной, оборудованной электроплитой, двумя холодильниками, сервировочными столами и мойкой. Для отдыха обслуживающего персонала в вагоне предусмотрены 4-местные купе для барменов и 2-местное — для проводников. Купе оборудованы мягкими спальными полками, местами для багажа, верхней одежды и мелких вещей. В вагоне-баре имеются два туалетных помещения новой конструкции. Большое количество дополнительного оборудования вагона-бара существенно изменило электроснабжение. Электропитание нагревателей системы отопления осуществляется от поездной магистрали напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока, всех низковольтных потребителей — от двух индивидуальных систем электроснабжения, каждая с подвагонным генератором с напряжением 50 В, а на стоянках — от двух аккумуляторных батарей, находящихся во взрывобезопасных боксах. Управление электроснабжением осуществляется с пультов, установленных в служебном отделении и в помещении кухни-раздаточной.
В вагоне предусмотрены пожарная сигнализация, аварийные выходы, огнетушители, расположенные в легко доступных местах. Надежная теплоизоляция, достаточная мощность систем отопления и вентиляции создают в вагоне-баре комфортную атмосферу независимо от температуры наружного воздуха.
Вагон спроектирован по габариту 1-ВМ (ГОСТ 9238-83) с тележками габарита 02-ВМ, допускающими скорость движения до 160 км/ч. Масса вагона (тара) 48,5 т, количество мест для посетителей 23. Год начала производства вагона-бара 1993.
Специализированный вагон-салон модели б1-4167, созданный впервые АО ТВЗ для туристического поезда АО «Спутник», представляет собой офис на колесах и отличается повышенным комфортом, дизайном, пожарной безопасностью и предназначен для эксплуатации на магистральных путях МПС. Рациональная планировка (рис. 5.4, б), компоновка оборудования внутренних помещений, оснащенность различной оргтехникой позволяют проводить совещания, официальные приемы, презентации и другие мероприятия как в пути следования, так и на стоянках. Для этой цели в вагоне предусмотрено все необходимое для плодотворной работы в поездке.
В отдельном кабинете находится персональный компьютер и принтер, в салоне — стол для заседаний и мягкие стулья с подлокотниками для 12 человек, угловой диван, телевизор, видеомагнитофон, холодильник, а также три пассажирских купе для индивидуальных переговоров. В раздаточном помещении, где установлены электроплитки, термоэлектрический холодильник, шкафы для посуды, мойка, обеденный стол, для участников встреч можно приготовить кофе, чай, легкие закуски. В вагоне-салоне детально продуманы все системы жизнеобеспечения: освещение создает мягкий рассеянный свет, оригинальность внешнего вида окон за счет наличия солнечных занавесок и декоративных штор, единство стилевого и цветового решения деталей, узлов и фурнитуры в оформлении интерьера. Электроснабжение потребителей осуществляется постоянным и переменным током напряжением 3000 В, 220 В и 50 В от подвагонного генератора, аккумуляторной батареи или внешнего источника.
Комбинированное освещение выполнено с использованием люминесцентных светильников и ламп накаливания, система водоснабжения включает в себя подачу холодной и горячей воды к местам потребления. Обшивка продольных стен, пола, потолка выполнена отдельными блоками, что обеспечивает доступ к изоляции, электропроводке, трубам при монтаже и при плановых видах ремонта. Применение износостойких и трудновозгораемых материалов в конструкциях узлов и деталей повышает их надежность и долговечность, обеспечивая противопожарные требования, предъявляемые к вагону. Спокойный безопасный ход обеспечивается двухосными тележками с двойным рессорным подвешиванием люлечного типа.
Большое внимание уделено безопасности пассажиров. Включение и выключение всех потребителей электроэнергии вагона производится с пульта управления, находящегося в служебном отделении, туда же выведены сигнальные лампы систем защиты и датчики контроля. Аккумуляторные батареи типа 40-ВНЖ-300У П2 установлены во взрывобезопасном боксе на выкатных тележках. В экстренных ситуациях используется тормозная система, включающая в себя электропневматический тормоз, применяемый в качестве основного, пневматический — резервный, ручной тормоз и четыре стоп-крана. Имеются два аварийных окна-выхода, вызывная сигнализация и трансляционная радиосеть. Вагон оборудован установкой пожарной сигнализацией УСП-Т и двумя дымовыми извещателями. Год начала производства 1993. Количество мест в салоне 12, спальных 8, для проводников 2, масса тары без экипировки 47,7 т, конструкционная скорость 160 км/ч, плавность хода не более 3,25. Вагон спроектирован по габариту 1-ВМ, тележки по габариту 02-ВМ (ГОСТ 9238-83).
Специализированный пассажирский вагон для перевозки драгоценностей и денег модели 61-4159 гарантирует сохранность перевозимого груза за счет рациональной планировки внутренних помещений вагона (рис. 5.5, а), наличия решеток на всех окнах и наружных дверях, системы вызывной и специальной сигнализаций с установкой специальных кнопок и блокировкой каждой наружной двери с выводом звукового и светового сигналов на тамбуры и на нумератор в купе начальника караула охраны. Кузов вагона цельнометаллический и защищен, включая окна, пуленепробиваемыми бронированными листами. Вагон оборудован трансляционной радиосетью с установкой радиоточек в служебном и кухонном отделениях, столовой и во всех купе. Комфортные условия сопровождающему персоналу обеспечивают: система вентиляции; система отопления с водяным котлом, работающим как на твердом топливе, так и с электронагревом; система водоснабжения с баком для воды емкостью 1430 литров; холодильная установка с емкостью для хранения запасов продуктов. Электроснабжение вагона осуществляется от подвагонной аккумуляторной батареи (300 А*ч), обеспечивающей работу потребителей напряжением 50 В при движении, и напряжением 50 В и 220 В от внешнего источника питания на остановке.
Специализированный пассажирский вагон для спецконтингента модели 61-827. Планировка (рис. 5.5, б) и конструкции внутреннего оборудования вагона обеспечивают размещение спецконтингента и обслуживающего персонала при перевозках в условиях умеренного климата. В вагоне предусмотрено: водяное отопление с нагревом воды в котле электронагревателями или твердым топливом, освещение естественное и лампами накаливания, механическая приточная вентиляция, системы холодного и горячего (для служебных помещений) водоснабжения. Вагон оборудован автоматическим пневматическим, электропневматическим и ручным тормозом, автосцепкой СА-3, поглощающим аппаратом типа Р-2П, переходными площадками с резиновым ограждением баллонного типа, вызывной и специальной сигнализацией, трансляционной радиосетью (лучевая антенна). В вагоне установлены подвагонный ящик для хранения продуктов в охлажденном виде, а также плита в кухонном отделении, работающая на твердом топливе. Электроснабжение индивидуальное напряжением 50 В от генератора или аккумуляторной батареи и централизованное от подвагонной магистрали напряжением 3000 В. Год начала производства 1990. Масса вагона (тара) без экипировки 50 т. Количество мест: служебных 10, для спецконтингента 75.
Конструкционная скорость 160 км/ч. Вагон спроектирован по габариту 1-ВМ (ГОСТ 9238-83). Плавность хода не более 3,25. Удельный расход электроэнергии не более 10,43 кВт/ч 1000 пассажиро-км. Средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова не более 1,11 Вт/м2.К. Максимальная теплопроизводительность отопления не менее 40,6 кВт(ккал/ч). Запас воды в системе водоснабжения 1000 литров, мощность комплектов электрооборудования, длительная, 8 кВт. Энергоемкость вагона 1140750 кВт*ч.
В эксплуатации находится большое количество типов отечественных и зарубежных пассажирских вагонов, построенных в более ранние периоды времени, имеющих различные планировки кузова и внутреннего оборудования, а также особенности систем жизнеобеспечения. Купейный вагон модели 61-807 — с кондиционированием воздуха, централизованным электроснабжением от контактной сети и индивидуальным полупроводниковым преобразователем тока; некупейный спальный вагон модели 61-806 с облегченным на 2,8 т кузовом благодаря применению безникелевой нержавеющей стали в его конструкции; некупейный спальный вагон модели 61-900 — повышенной населенности, достигнутой за счет увеличения длины кузова с 23,6 до 26,0 м и др. Оригинальной планировкой отличается вагон габарита 02-ВМ (рис. 5.6, а), в кузове которого размещены восемь двухместных купе с мягкими спальными местами на 16 пассажиров. Между смежными купе находится умывальное отделение, вход в которое сделан из каждого соседнего купе.
Вагон скоростного поезда относится к подвижному составу межобластного сообщения. В его планировке (рис. 5.6, б) предусмотрен пассажирский салон с 38 двухместными поворачивающимися мягкими креслами. Электроснабжение вагона централизованное переменным током напряжением 380/220 В, отопление электрическое, освещение люминесцентное. Вагон снабжен системой кондиционирования воздуха, водоохладителем питьевой воды, радиотрансляционной сетью, внутренней телефонной связью.
В парке пассажирских вагонов находится подвижной состав вспомогательного назначения, который спроектирован на базе пассажирских вагонов. Сюда относятся почтовые, багажные вагоны и вагоны-рестораны. Типы, основные параметры и размеры почтовых вагонов стандартизованы: ПП — предназначен для перевозки почтовых отправлений, обработки и обмена их в пути следования, оборудован устройствами для механизации погрузочно-разгрузочных работ; ПП-1 —для перевозки почтовых отправлений в контейнерах и обмена их в пути следования.
Почтовый вагон типа ПП модели 61-514 (рис. 5.7, а) имеет трактовую и транзитную кладовые, зал для сортировки писем, служебное отделение и все необходимое обустройство для работы и отдыха бригад и проводников в длительных поездках.
Трактовая кладовая оборудована полками для посылок, выгружаемых на промежуточных станциях. Транзитная служит для размещения посылок, следующих до конечной станции.
Вагон почтовый типа ПП-1 модели 61-525 (рис. 5.7, б), предназначенный для перевозки почты в контейнерах и других почтовых отправлений в составе пассажирских или почтово-багажных поездов, имеет грузоподъемность 23 т, площадь производственных помещений 53 м2. Его багажная кладовая оборудована грузоподъемным устройством 0,5 т с электроприводом. Электроснабжение индивидуальное, освещение лампами накаливания, отопление водяное с комбинированным (электроугольным) котлом, с программным управлением работой электронагревателей котла.
Водоснабжение самотечное горячей и холодной водой, вентиляция приточная механическая, автоматизированная (от температурных преобразователей) и естественная. Количество спальных мест для обслуживающего персонала 6, масса тары 45 т; база вагона 17 м, тележки 2,4 м; длина по осям сцепления автосцепок 24,537 м, кузова (наружная) 23,6 м; конструкционная скорость 160 км/ч; габарит 1-ВМ (ГОСТ 9238-83). Изготовитель — Санкт-Петербургский вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова. Год начала серийного производства 1990.
Багажный вагон модели 61-517 (рис. 5.8, а) предназначен для транспортировки багажа в пассажирских или почтово-багажных поездах, а современный вагон модели 61-524.1 и в грузовых поездах. Кузов этого вагона цельнометаллический, имеет два тамбура, котельное и служебное помещения, три купе, два туалета с душевыми установками, два коридора, кладовую для груза, оборудованную ручной талью грузоподъемностью 3 т на монорельсе и консольными поворотными кранами с такими же талями, расположенными у погрузочных дверей. Электроснабжение вагона индивидуальное, освещение лампами накаливания. Отопление водяное с комбинированным (электроугольным) котлом, оснащенным программным управлением работой электронагревателей котла.
Водоснабжение самотечное горячей и холодной водой. Вентиляция приточная механическая автоматизированная от температурных преобразователей и естественная. Вагон оборудован устройствами сигнализации и связи. Ходовая часть — двухосные тележки тип II по ГОСТ 10527-84, автосцепка СА-3 с резинометаллическими поглощающими аппаратами Р-2П, тормоз электропневматический и ручной. Грузоподъемность вагона составляет 16 т, масса тары не более 51 т. Длина по осям сцепления автосцепок 24,537 м, кузова (наружная) 23,6 м; база вагона 17,0 м, тележки 2,4 м. Количество спальных мест для обслуживающего персонала 4. Конструкционная скорость вагона 160 км/ч, габарит подвижного состава 1-ВМ по ГОСТ 9238-83. Год начала производства 1990. Изготовитель — Санкт-Петербургский вагоностроительный завод им. И.Е. Егорова.
Багажно-почтовый вагон (рис. 5.8, б) предназначен для эксплуатации на направлениях, где выполняются незначительные перевозки багажа и корреспонденции, а следовательно, нецелесообразно применять отдельно багажные или почтовые вагоны. В кузове такого вагона предусмотрены багажная кладовая и кладовая для почты, в каждую из которых можно разместить по 10 т груза. Вагон располагает всеми необходимыми устройствами, позволяющими производить все операции с багажом и корреспонденцией, а также обеспечить нормальные условия жизнеобеспечения в длительных поездках.
Вагон-ресторан (рис. 5.8, в) имеет обеденный салон, обеспечивающий одновременное обслуживание до 48 человек, кладовую для хранения продуктов, кухню и другие помещения и оборудование, позволяющее готовить пищу и обслуживать пассажиров в длительных поездках.
К специализированным вагонам пассажирского парка относятся также вагоны-электростанции, вагоны-клубы, служебные, столовые и др., спроектированные на базе пассажирских вагонов. Вагон-электростанция предназначен для обеспечения электроэнергией пассажирских вагонов, оборудованных централизованной системой электроснабжения. Вагоны оснащены двумя или тремя дизель-генераторными установками мощностью по 200 кВт каждая. Вагон-электростанция с тремя дизель-генераторными установками общей мощностью 600 кВт обеспечивают электроэнергией 15 пассажирских вагонов и потребителей самой электростанции. Вагон имеет машинное отделение, оборудованное тремя дизель-генераторами типа У18ГС-2К-КВ, отделение управления, в котором установлен главный пульт управления, а также помещения и их оснащение, позволяющие выполнять необходимую работу в допустимых условиях жизнеобеспечения обслуживающего персонала.
Особенности конструкции и планировок вагонов пригородных поездов обусловлены системой их эксплуатации — массовой перевозкой пассажиров с частыми и короткими остановками. Поэтому планировка, внутреннее оборудование, отопление и конструкция кузовов отличаются от пассажирских вагонов дальнего и межобластного сообщений. На примере современного прицепного вагона дизель-поезда модели 63-849 рассмотрим особенности его конструкции, планировки и систем жизнеобеспечения.
Кузов вагона цельнометаллический, с внутренней обшивкой из декоративного пластика или тонколистового проката с полимерным покрытием и теплоизоляцией. Конструкция подножек позволяет его эксплуатацию на участках дорог, имеющих высокие или низкие посадочные платформы. Увеличенная ширина проходов позволяет производить быструю высадку и посадку пассажиров при коротких остановках поезда. Входные наружные двери кузова раздвижные с пневматическим приводом, а из тамбура в салон раздвижные без привода, в торцевых стенах двери имеют конструкцию, аналогичную применяемой в пригородных поездах. В пассажирском салоне (рис. 5.9) установлены сдвоенные диваны на 6 и 4 пассажира. Для размещения багажа, верхней одежды и головных уборов вдоль боковых стен укреплены полки и сдвоенные крючки. Внутри салона на торцевых стенах смонтирована аппаратура связи «пассажир—машинист» и радиооповещения пассажиров.
Освещение в вагоне (общее рабочее, дежурное и аварийное) обеспечивается светильниками с лампами накаливания. В боковых стенах кузова предусмотрено 10 глухих окон, 12 опускных и 2 окна аварийного выхода. Вагон оборудован унифицированной автоматической системой пожаротушения для тягового подвижного состава (УАСП) и системой контроля нагрева букс. Количество пассажирских мест в вагоне: для сидения — 110, номинальная населенность (количество мест для сидения и плюс 5 стоящих пассажиров на 1 м2 свободной площади) — 230.
Масса тары вагона составляет 40,9 т, коэффициент тары (удельная материалоемкость, приходящаяся на одно пассажирское место при номинальной населенности) равен 0,178. Тележки типа КВЗ-ЦНИИ типа II обеспечивают конструкционную скорость передвиже¬ния вагона локомотивом 120 км/ч с плавностью хода не менее 3,25. Кузов спроектирован по габариту 1-ВМ, тележки 02-ВМ (ГОСТ 9238-83). Средний коэффициент теплопередачи ограждений кузова при скорости движения вагона 120 км/ч составляет 1,15 Вт/м2.К.
Двухэтажные пассажирские вагоны обеспечивают наиболее рациональное использование габарита подвижного состава и повышение провозной способности линий при минимальных затратах средств. Особенно это относится к пригородным массовым перевозкам пассажиров, едущих на небольшие расстояния. Опыт эксплуатации показал, что применение двухэтажных вагонов в пригородном сообщении позволяют пропускную способность существующих линий увеличить на 30 %, а эксплуатационные расходы снизить от 10 до 25 % и более и уменьшить капитальные вложения в расчете на одно пассажирское место на 5—10 %. При этом масса двухэтажных вагонов, приходящаяся на одного пассажира, составляет 260 кг против 420 кг при одноэтажной компоновке, уменьшаются также энергозатраты на тягу и тяговое обеспечение. Средняя часть кузова двухэтажного вагона имеет пониженный пол. Над тележками расположены тамбуры с входными дверями и лестницами для доступа на второй этаж. В пассажирском парке имеются туристические двухэтажные вагоны с застекленным куполом для обозрения местности (рис. 5.10).