5.5 Системы электроснабжения

Системы электроснабжения служат для обеспечения электроэнергией всех потребителей пассажирских вагонов, включая освещение, отопление, вентиляцию и кондиционирование воздуха, охлаждение продуктов питания и приготовление пищи в вагонах-ресторанах, радиовещание и устройства связи, электробытовые приборы, используемые пассажирами и обслуживающим персоналом, сигнальные фонари и сигнализаторы нагрева букс и другие приборы, обеспечивающие безопасность движения поездов, создающие комфорт пассажирам и облегчающие труд поездной бригаде.

Системы электроснабжения делятся на автономные, в которых электрическая энергия поступает к потребителям от подвагонного генератора, и централизованные, в которых энергия поступает в вагон по электрической поездной магистрали от вагона-электростанции или от локомотива. Кроме того, существуют резервная и аварийная системы электроснабжения — от аккумуляторной батареи.

Номинальными напряжениями автономных систем электроснабжения являются 110 В постоянного тока в вагонах с кондиционированием воздуха и 50 В постоянного тока в остальных типах вагонов. При централизованной системе электроснабжения от вагона-электростанции получают трехфазный ток напряжением 380/220 В частотой 50 Гц, а от локомотива — напряжением 3 кВ постоянного или переменного тока.