Локомотивы принято классифицировать по роду службы, ширине колеи, типу кузова, числу секций и по некоторым другим признакам.
По роду службы локомотивы делятся на грузовые, пассажирские, универсальные, маневровые, промышленные. К универсальным относятся грузопассажирские и маневровые локомотивы. Локомотивы, работающие в грузовой и пассажирской службах, называются поездными или магистральными.
По типу кузова локомотивы могут быть с несущей рамой и съемным кузовом, с несущими боковыми стенками и рамой и с цельнонесущим кузовом, когда рама, боковые стены и крыша работают как одно целое.
Съемный кузов может быть вагонного или капотного типа. Кузов вагонного типа (рис. 6.5) обеспечивает доступ локомотивной бригады к силовому оборудованию во время движения без выхода из кузова. Это улучшает условия работы бригады и аэродинамику поезда. Поэтому кузовами такого типа оборудуются в основном поездные локомотивы.
В кузове капотного типа (рис. 6.6.) боковые стенки и крыша закрывают лишь силовые агрегаты, что обеспечивает хороший обзор из кабины машиниста, но при этом ухудшается аэродинамика, особенно при высоких скоростях. Поэтому локомотивы с таким типом кузова используют в основном для маневровой службы.
По числу секций локомотивы бывают односекционные, двухсекционные и многосекционные (рис. 6.7). Как тепловозы, так и электровозы любой мощности можно соединит по две или более единицы с управлением из одной секции. Такое их использование в поездной службе называют работой по системе многих единиц.
По типу передачи вращающего момента от тягового двигателя на ось колесной пары локомотивы бывают с электрической, гидравлической, механической и гидромеханической передачей.
По типу экипажной части локомотивы делятся на тележечные и бестележечные. К бестележечным относятся паровозы. Все современные локомотивы — тележечного типа.
Для характеристики количества, расположения и назначения осей применяется осевая формула. В осевой формуле для локомотивов тележечного типа цифра указывает число осей в тележке. Знак «о», расположенный в индексе цифры, означает, что каждая ось ведущая, то есть имеет индивидуальный тяговый электродвигатель. Количество цифр означает число тележек. В осевой формуле тепловозов с гидропередачей возле цифры знак «о» не ставится. Знаки «-» или «+» указывают на отсутствие или наличие жесткой связи между тележками.
Например:
- 2о-2о (локомотив имеет две двухосные тележки, каждая ось — ведущая;
- З(Зо-Зо) — трехсекционный локомотив, в каждой секции две трехосные тележки, каждая ось ведущая;
- 2о+2о-2о+2о — локомотив имеет четыре двухосные тележки, каждая ось ведущая, каждая пара тележек имеет жесткую связь;
- 2(2-2) — локомотив с гидропередачей, двухсекционный, имеет двухосные тележки.
Локомотивы различают также по сериям. Серия локомотива — это обозначение локомотивов, построенных по одному проекту.
Серии паровозов:
- СО (Серго Орджоникидзе),
- ФД (Феликс Дзержинский),
- ИС (Иосиф Сталин),
- Л (Лебеденский),
- П36 (Победа),
- О (основной).
Серии тепловозов:
- Т — тепловоз;
- Э — электрическая передача;
- Г — гидравлическая передача;
- П — пассажирский;
- М — маневровый.
Цифры в серии после буквенного обозначения указывают номер серии тепловоза и завод-изготовитель (с № 1 по 49 — Харьковский завод, с № 50 по 99 — Коломенский завод, с № 100 и выше — Луганский завод). Цифра перед буквой обозначает количество секций в тепловозе. Например 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ2, ТГМ11.
Серии электровозов: ВЛ — Владимир Ленин. Следующие за этими буквами цифры обозначают:
- до 1956 г. — нагрузку на ось, тс (ВЛ19, ВЛ22, ВЛ23);
- с 1956 г. — номер серии и род тока (с № 1 по 18 — восьмиосный, постоянного тока (ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11);
- с № 19 по 39 — шестиосный, постоянного тока (ВЛ19, ВЛ22, ВЛ23);
- с № 40 по 59 — четырехосный переменного тока;
- с № 60 по 79 — шестиосный, переменного тока (ВЛ60);
- с № 80 и выше — восьмиосный переменного тока (ВЛ80, ВЛ85).
В ряде серий к цифровому обозначению электровоза добавляется буквенная индексация:
- ВЛ80а (асинхронные тяговые двигатели),
- ВЛ80в (вентильное регулирование),
- ВЛ60к (кремниевые выпрямители),
- ВЛ80с (системное соединение секций),
- ВЛ80т (реостатное торможение),
- ВЛ80р (рекуперативное торможение).
На железнодорожных участках, где стыкуются системы переменного и постоянного тока, эксплуатируются электровозы двойного питания ВЛ82, ВЛ82м.
Электровозы чешского производства обозначаются следующим образом:
- ЧС1, ЧС2, ЧСЗ — шестиосные постоянного тока;
- ЧС4 — шестиосные переменного тока;
- ЧС6, ЧС7, ЧС200 — восьмиосные постоянного тока;
- ЧС8 — восьмиосные переменного тока.