7.1 Краткая история развития тормозов подвижного состава

Первые тормоза были ручными, которые приводились в действие тормозильщиками, находящимися на тормозных площадках вагонов поезда, по соответствующим сигналам машиниста локомотива.

В 1847 г. были разработаны первые конструкции автоматических непрерывных тормозов. Под автоматичностью понимается срабатывание тормоза на торможение при обрыве воздухопровода или тормозной магистрали поезда, а под непрерывными тормозами понимаются тормоза поезда, связанные в единую систему и управляемые с одного пульта (кабина машиниста).
Патент на первый воздушный тормоз в России был выдан инженеру О. Мартину в 1859 г., который, к сожалению, не был реализован на практике. В 1869 г. был изобретен воздушный неавтоматический тормоз, а в 1872 г. Вестингаузом был изобретен пневматический автоматический тормоз, который на железных дорогах России широко стал применяться с 1882 г. В 1889 г. американской фирмой «Вестингауз» был построен тормозной завод в Петербурге, который в 1915 г. был эвакуирован в Ярославль и на базе которого в 1928 г. был создан Ярославский тормозной завод, просуществовавший до 1947 г. В 1921 г. был создан Московский тормозной завод (ныне АО «Трансмаш»).

Первым изобретателем отечественного автотормоза был Ф. П. Казанцев, который в 1925 г. изобрел воздухораспределитель АП-1 жесткого типа, а в 1927 г. — воздухораспределитель К-1 мягкого типа. В 1932 г. на смену этим воздухораспределителям пришел воздухораспределитель М-320 изобретателя И.К. Матросова, который создал также воздухораспределители: МТЗ-135 (1953 г.), № 270-002 (1959 г.), № 270-005-1 (1968 г.), № 292-001 (1958 г.). С 1978 г. и по настоящее время АО «Трансмаш» выпускает более совершенные и надежные воздухораспределители № 483М для грузовых вагонов. На базе этого воздухораспределителя в настоящее время под руководством и при непосредственном участии члена-корреспондента РАН, профессора В.Г. Иноземцева разработаны, построены и испытаны новые модификации воздухораспределителей 483А; 483П для грузовых вагонов с максимальными скоростями 120 км/ч; 483Л для грузовых локомотивов, используемых для вождения пассажирских поездов; 483ПЭл для пассажирских вагонов; 483-КЕ и 483-КЕЭл для грузовых и пассажирских вагонов международного сообщения.

С 1958 г. на пассажирских вагонах с локомотивной тягой применяются электропневматические тормоза с воздухораспределителем № 305-000, разработка которых под руководством Ф.П. Казанцева началась на Московском тормозном заводе в 1931 г.

С 1947 г. все вагоны отечественных железных дорог оснащаются авторегуляторами тормозной рычажной передачи, в начале регуляторами системы Алыбина, а затем последовательно — кулисными № 276, безкулисными № 536, № 524 Б. В настоящее время на вагоны ставятся авторегуляторы № 675 РТРП для регулирования тормозной рычажной передачи с чугунными и композиционными тормозными колодками, которые начали применяться на вагонах с 1964 г.