Система электроснабжения железных дорог представляет собой сложный объект управления, образованный тяговыми подстанциями, пунктами параллельного питания, понизительными подстанциями, линиями электропередач. Система рассредоточена на десятки и сотни километров, но объединена общностью процессов преобразования, распределения и потребления электрической энергии в нормальных, утяжеленных, аварийных, послеаварийных и ремонтных режимах.
Различают организационно-экономическое и диспетчерско-технологическое управление электроснабжением. Диспетчерско-технологическое управление, в свою очередь, подразделяется на диспетчерско-оперативное, выполняемое на расстоянии из энергодиспетчерских пунктов средствами автоматизированных систем диспетчерского управления, и управление технологическими процессами, осуществляемое местными и централизованными системами автоматического управления.
Автоматизированная система управления электроснабжением реализуется на базе вычислительной и управляющей техники, телемеханического и диспетчерского оборудования как иерархическая многоуровневая система. Местные системы технологического уп¬равления включают релейную защиту, автоматическое повторное включение оборудования, автоматическое включение резерва, автоматическое регулирование напряжения и мощности, автоматическое включение преобразовательных агрегатов, автоматическое определение мест повреждения и др.
Для организации диспетчерского управления образуют диспетчерские круги протяженностью 150…250 км, объединяющие до 50 контролируемых пунктов с числом объектов управления 1500 и числом объектов телесигнализации 2500. Задачи диспетчерского управления решаются средствами телемеханики: телеуправления, телесигнализации и телеизмерения (рис. 8.14).
На диспетчерском пункте устанавливается диспетчерский щит с мнемосхемой дистанции электроснабжения.