9.7 Железнодорожный переезд

Железнодорожным переездом называется место пересечения железной дорогой автомобильной дороги или городской улицы в одном уровне. Переезд устраивается в местах с хорошей видимостью, обычно, под прямым углом, но не менее 60° к оси пути (рис. 9.29).

На отечественных железных дорогах в зависимости от интенсивности и характера движения транспорта переезды делятся на четыре категории. К первой категории относятся переезды в местах пересечения железных дорог с автомобильными дорогами I категории (интенсивность движения свыше 60 тыс. автомобилей в сутки) и II категории (интенсивность движения 30—60 тыс. автомобилей в сутки); с улицами и дорогами, с трамвайным или троллейбусным движением; с улицами и дорогами, имеющими регулярное движение автобусов; со всеми дорогами, пересекающими четыре главных железнодорожных пути и более.

Ко второй категории относятся переезды в местах пересечения железных дорог с автомобильными дорогами III категорий (интенсивность движения 1,0—30 тыс. автомобилей в сутки); с улицами и дорогами с регулярным движением не менее восьми автобусов в час; с городскими улицами, не имеющими троллейбусного, трамвайного или автобусного движения; с остальными автомобильными дорогами, если через переезд проходит более 5,0 тыс. автотранспорта в сутки; со всеми дорогами, пересекающими пути. К третьей категории относятся переезды в местах пересечения железных дорог с автомобильными дорогами, если через переезд проходит более 10 тыс. автотранспорта в сутки при удовлетворительной видимости или более 1,0 тыс. автотранспорта в сутки при неудовлетворительной видимости на подходах к переезду. К четвертой категории относятся все остальные переезды в местах пересечения с автомобильными дорогами в одном уровне.

Ширина проезжей части переезда должна быть равна ширине проезжей части автодороги, но не менее 6,0 м по нормам.

В зависимости от интенсивности и скорости движения поездов, интенсивности движения автотранспорта, оборудования устройствами автоматики, а также условиями видимости переезды бывают охраняемыми и неохраняемыми. На переезды укладываются деревянный или железобетонный настил, а подъезды к ним ограждаются. Настил внутри колеи делается на 30—40 мм выше головок рельсов во избежание замыкания рельсовых электроцепей при проезде автотранспорта через переезд. Охраняемый переезд имеет переездный пост, ограждающие перила и столбики, автоматические и запасные ручные шлагбаумы и оборудован предупредительными знаками: «Берегитесь поезда», «Внимание! Автоматический шлагбаум». Перед переездом установлен заградительный светофор, сигнальный знак «С» (свисток), стойки для переносных красных сигналов. На электрифицированных железных дорогах с обеих сторон железнодорожного полотна установлены габаритные ворота, ограничивающие высоту провозимого автотранспортом груза (не более 4,5 м) с целью предупреждения возможности короткого замыкания контактного провода с грузом автотранспорта и обрыва контактного провода.

Движение по переезду крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств с грузом или без груза, тихоходных машин и механизмов допускается в каждом отдельном случае лишь с разрешения начальника дистанции пути и производится под наблюдением дорожного мастера или бригадира пути.

На электрифицированных участках при высоте перевозимого груза более 4,5 м — движение по переезду производится в присутствии представителя участка электроснабжения.