10.1 Назначение и классификация раздельных пунктов

Раздельные пункты предназначены для обеспечения пропуска по железнодорожному участку заданного числа поездов и обеспечения безопасности их движения. Железнодорожный разъезд сооружается на однопутной железнодорожной линии с целью обеспечения потребной пропускной способности. На железнодорожных разъездах осуществляется скрещение и обгон поездов, а также посадка и высадка пассажиров. В некоторых случаях они используются для погрузки и выгрузки грузов в небольшом объеме. Для выполнения своего назначения железнодорожные разъезды кроме главного пути оснащаются одним или двумя приемо-отправочными, пассажирским зданием с помещением для дежурного по станции, платформой для посадки и высадки пассажиров, стрелочными постами, средствами связи, устройствами СЦБ и др.

В зависимости от эксплуатационных и местных условий разъезды бывают трех типов (рис. 10.1): с продольным (схемы а и б), полупродольным в и поперечным г расположением приемо-отправочных путей. При больших размерах движения, необходимости скрещения длинносоставных и сдвоенных поездов сооружают разъезды продольного типа с односторонним расположением путей по схеме а. Схему б применяют при большом числе ускоренных поездов, проходящих через разъезд с обгоном. Разъезды с полупродольным расположением путей (схема в) сооружают при ограниченной длине станционной площадки. Разъезды поперечного типа (схема г) применяют при незначительных размерах движения поездов и на линиях, имеющих трудные топографические условия.

В зависимости от характера работы разъезды служат для скрещения одиночных или соединенных поездов с остановкой и для безостановочного скрещения поездов. Расстояние между разъездами определяют в соответствии с расчетной величиной суммарного времени хода пары поездов с момента их трогания на одном раздельном пункте до остановки на смежном.

Обгонные пункты сооружаются на двухпутных железнодорожных линиях. Они имеют путевое развитие, обеспечивающее обгон одних поездов другими (более срочными), а в некоторых случаях — перевод поезда с одного главного пути на другой. Кроме того, они служат для размещения отдельных вагонов, а также выполнения пассажирских операций в небольших объемах.

В зависимости от схемы бывают обгонные пункты четырех типов (рис. 10.2): поперечного а; полупродольного б; продольного в и с последовательным расположением пассажирских платформ и обгонных путей г.

На обгонных пунктах обычно укладывают один-два приемо-отправочных пути, на многопутных обгонных пунктах число таких путей может достигать трех или четырех. Для посадки и высадки пассажиров обгонные пункты оборудованы пассажирскими платформами. Кроме того, на обгонных пунктах находится здание дежурного по пункту, имеются стрелочные посты, устройства связи и СЦБ.

Основной схемой обгонного пункта является поперечная а, схему б применяют тогда, когда сдвижка обгонных путей облегчает трогание поезда с места. Эта схема удобна для пассажиров нечетных поездов, останавливающихся на главном (I) пути. Схема в применяется на линиях со скоростным движением пассажирских поездов, а г — при значительных объемах пассажирских перевозок.

К раздельным пунктам относятся также путевые и вспомогательные посты. Путевые посты — это блокпосты при полуавтоматической блокировке, посты примыкания на однопутном перегоне, предузловые посты, располагающиеся на железнодорожных линиях и не имеющие путевого развития. Вспомогательные посты — это посты на перегоне, не имеющие путевого развития и предназначенные только для обслуживания пункта примыкания подъездных путей.