Грузовые станции предназначены для приема к перевозке, взвешивания, кратковременного хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов, оформления перевозочных документов приема, расформирования-формирования и отправления грузовых поездов и передач вагонов, производства маневровой работы по подаче вагонов на грузовые фронты и уборке их, обслуживания подъездных путей и организации транспортно-экспедиционного обслуживания клиентуры. Схема устройства грузовых станций и место их расположения выбирается на основе технико-экономических расчетов в результате сравнения вариантов с учетом последующего развития, размеров и характера работы, площади отводимой территории, топографических, геологических и прочих местных условий, а при развитии станций — также с учетом наиболее полного использования существующих устройств.
В зависимости от основного назначения и характера работы различают следующие грузовые станции: неспециализированные и специализированные общего пользования, необщего пользования для обслуживания подъездных путей, перегрузочные станции, портовые, паромные и линейные грузовые станции. Грузовые станции общего пользования (рис. 10.7) бывают тупиковые (а) и сквозные (б).
Специализированные грузовые станции общего пользования предназначаются для массовой погрузки или выгрузки однородных грузов (угля, руды, минерально-строительных материалов, нефтепродуктов, леса и лесоматериалов, зерна, контейнеров и др.), главным образом, в пунктах добычи или в крупных городах и промышленных центрах. Схема грузовой станции зависит от рода груза, способа погрузки-выгрузки и технологии подачи-уборки вагонов.
Для погрузки в вагоны угля или руды в местах их добычи сооружаются станции или пункты погрузки, схемы которых определяются объемом работы и способом погрузки — бункерным с предварительным накоплением груза в бункерах (рис. 10.8, а). Пункты (базы) выгрузки минерально-строительных материалов (песка, щебня, камня и др.) сооружают в крупных городах, где ведется большое жилищное и промышленное строительство (рис. 10.8, б).
В районах крупных станций налива нефтепродуктов сооружают промывочно-пропарочные станции или пункты для подготовки цистерн под налив (рис. 10.9). В местах массовой заготовки леса или лесоматериалов сооружаются лесопогрузочные станции (рис. 10.10, а), на которые лесные грузы доставляются различными видами транспорта.
В местах массового поступления зерна сооружаются станции или пункты, обслуживающие элеваторы (рис. 10.10, б). Схема путевого развития обеспечивает поточность передвижения вагонов и требуемую перерабатывающую способность, соответствующую производительности выгрузочных средств элеватора.
Для выполнения операций, связанных с прибытием и отправлением, перегрузкой и временным хранением, сортировкой, техническим и коммерческим обслуживанием контейнеров, в крупных городах и портах сооружаются специальные станции-терминалы с железнодорожными путями для обслуживания грузового движения и перегрузочным комплексом (рис. 10.11, а). Грузовые станции, обслуживающие подъездные пути (рис. 10.11, б), сооружаются при наличии большого числа примыкающих предприятий, баз и складов. К грузовым относятся портовые железнодорожные станции (рис. 10.12, а), предназначенные для обслуживания морских и речных портов при перевалке грузов с железной дороги на водный транспорт и обратно. Такие станции оснащены приемо-отправочными, сортировочными и вытяжными путями, горками малой и средней мощности.
С целью выполнения смешанных железнодорожно-водных перевозок через большие водные преграды применяют специальные станции (рис. 10.12, б). При обслуживании международных перевозок такие станции оснащены железнодорожными путями колеи 1520 и 1435 мм. На отечественных паромных переправах курсируют паромы однопалубные вместимостью 26 вагонов, двухпалубные — 104 вагонов и трехпалубные — 108 четырехосных вагонов.