Железнодорожные станции располагаются в пунктах пересечения или примыкания не менее трех железнодорожных линий. Железнодорожные узлы представляют собой комплексы технологически связанных между собой железнодорожных станций, главных, соединительных, обходных и подъездных путей, постов в пунктах примыкания, а также путепроводных развязок железнодорожных линий между собой и с городскими магистралями и автодорогами. Они включают в себя вокзалы, депо, тяговые подстанции и др. Железнодорожный узел, как правило, является составной частью транспортного узла. Границами железнодорожного узла являются внешние границы входящих в него раздельных пунктов.
По схемам взаимного расположения станций и подходов различают следующие типы железнодорожных узлов:
- с одной станцией (рис. 10.15, а), сооружаемой при небольшом числе сходящихся линий; с параллельным расположением основных станций (рис. 10.15, б);
- с последовательным расположением станций (рис. 10.15, в);
- крестообразный (рис. 10.15, г) — при пересечении существующей железнодорожной линии под углом, сооружаемый, как правило, при небольшом объеме переработки, не требующей в узле наличия сортировочной станции;
- треугольный (рис. 10.15, д) — при наличии значительной корреспонденции поездопотоков между всеми сходящимися направлениями.
Кроме приведенных выше, существуют радиальные железнодорожные узлы, сооружаемые на подходах к центральной части города, общих для всех сходящихся линий (рис. 10.16, а), тупиковые (б), кольцевые (в), полукольцевые (г) и комбинированные (рис. 10.16, д).