10.2 Железнодорожные станции и узлы

Железнодорожные станции оснащены путевым развитием и устройствами, позволяющими принимать и отправлять поезда, выполнять их скрещение и обгон, а также принимать и выдавать грузы, обслуживать пассажиров, а при развитых путевых устройствах — расформировывать и формировать составы поездов и выполнять технические операции с ними. В зависимости от объема и характера работы станции делятся на внеклассные, I, II, III, IV и V классов. Классность станций определяют на основании оценки ее работы в баллах.

Железнодорожные станции являются основными производственно-хозяйственными единицами на железнодорожном транспорте, где осуществляются непосредственная связь железных дорог с клиентурой. На железнодорожных станциях выполняются начальные и конечные операции перевозочного процесса и работа по обеспечению движения поездов. Около 75 % времени оборота вагона тратится на станциях, более 40 % стоимости новой железнодорожной линии приходится на станции. Работа железнодорожных станций организуется на основе графика движения поездов, плана формирования поездов, наиболее рационального технологического процесса и эффективного использования технических средств. Порядок использования технических средств устанавливается техническо-распорядительным актом, который регламентирует безопасный и беспрепятственный прием и отправление поездов и проследование их по станции, а также безопасность внутристанционной маневровой работы.

Основные принципы построения технологического процесса работы железнодорожных станций заключаются в следующем: непрерывность обработки поездов и вагонов и сокращение их простоев в ожидании последующих операций; сокращение времени, затрачиваемого на выполнение каждой операции; максимальная параллельность обработки составов; взаимосвязь работников разных специальностей, участвующих в выполнении станционных операций; диспетчерское руководство расформированием и формированием поездов.

Станционные пути в границах станций бывают: главные, приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские (локомотивного и вагонного хозяйств), соединительные (ведущие к контейнерным пунктам, топливным складам, базам, сортировочным платформам, к пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава и др.), а также прочие, назначение которых определяется выполняемыми на них операциями. К путям специального назначения относятся подъездные пути, предназначенные для обслуживания отдельных предприятий и организаций, связанных с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей, а также предохранительные тупики, служащие для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поезда, и улавливающие тупики, предназначенные для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по затяжному спуску.

Пути, предназначенные для выполнения одних и тех же операций, объединяют в отдельные группы — парки: парк приема поездов, парк отправления поездов, сортировочный парк и др. Главные пути нумеруются римскими цифрами, остальные станционные — последующими арабскими.

По своему назначению и характеру работы станции бывают: промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские.