10.4 Маневровая работа на станциях

10.4 Маневровая работа на станциях

Всякие перемещения подвижного состава в пределах станции, связанные с обработкой прибывших и отправляемых поездов, называются маневрами. Управление маневровой работой осуществляют маневровый диспетчер, дежурный по станции, дежурный по горке или парку. Руководителем маневров, как обычно, является составитель поездов, а непосредственным исполнителем — комплексная или маневровая бригада. В состав комплексной бригады входят работники станции, бригады маневровых локомотивов, работники пункта технического обслуживания и ремонта вагонов и работники, непосредственно участвующие в осуществлении маневров.

По характеру маневровые работы бывают сортировочные, перестановочные, группировочные и специальные. По назначению они делятся на маневры расформирования, формирования, прицепки, отцепки, подачи, уборки вагонов и др. Затраты, связанные с маневровыми работами на станциях, составляют около 10 % всех эксплуатационных расходов по осуществлению грузовых перевозок и около 30—40 % всех расходов на станциях. Поэтому рационализация технологии маневровых работ, ускорение маневров, более производительное использование маневровых средств имеют большое экономическое значение. При проведении маневров особое внимание должно уделяться сохранности подвижного состава, не допуская превышения скорости соударения вагонов свыше нормативного значения.

На крупных станциях сортировочные маневры выполняют на горках (рис. 10.18), оснащенных новейшей техникой.

На сортировочных горках используется горочная автоматическая централизация (ГАЦ), позволяющая автоматически переводить стрелки при распределении отцепов, скатывающихся с горба, по соответствующим путям сортировочного парка.

Программный режим работы ГАЦ обеспечивается горочным программным задающим устройством, связанным с автоматизированной системой управления сортировочной станции (АСУ СС). Для снижения скорости скатывающихся отцепов и недопущения повреждения вагонов при соударениях на путях сортировочных горок устанавливают вагонные замедлители (рис. 10.19, а). Тормозной эффект замедлителя достигается воздействием его силовых узлов на колесные пары вагонов. При этом, сила торможения устанавливается автоматически, пропорционально нагрузке на колесные пары вагона или изменением давления воздуха в тормозных цилиндрах. На сортировочных горках вагонные замедлители входят в состав механизированных тормозных позиций.

Применяемые вагонные замедлители клещевидного весового типа (рис. 10.19, б) работают следующим образом. При входе отцепа на замедлитель колесо 10 вагона катится по выступающей части 3 правой тормозной шины 2, расположенной выше головки рельса 9.

Под действием веса вагона тормозная шина 2 поворачивается против часовой стрелки и, прижимаясь к ободу колеса, тормозит его. Посредством рычагов 4, 5 и 7и тормозного цилиндра 8 вес вагона также оказывает воздействие на рычаг 6, который прижимает к колесу левую тормозную шину 1. Если усилие, создаваемое за счет сжатого воздуха в цилиндрах 9, превышает усилие от вагона, то колесо катится по выступающей части 3 правой тормозной балки 2. Если же усилие, создаваемое сжатым воздухом меньше, чем от веса вагона, колеса катятся по рельсам, а сила торможения определяется давлением сжатого воздуха в цилиндрах 8.

Вагонные замедлители должны обеспечивать подход различных типов вагонов к вагонам, стоящим в сортировочном парке, с допустимой скоростью соударения (до 1,5 м/с), а также остановку вагонов при необходимости в конце второй тормозной позиции. Для осуществления более точного прицельного торможения отцепов иногда в начале каждого пути сортировочного парка устанавливают так называемые парковые замедлители, механические или автоматические башмаки.

В качестве тормозных средств для торможения отцепов вагонов и других видов подвижного состава используют тормозные башмаки различных типов (рис. 10.20).

Тормозные башмаки применяют на сортировочных путях сортировочных горок, а также для закрепления вагонов на станционных и подъездных путях. Тормозной эффект тормозных башмаков основан на замене трения качения вагона трением скольжения по рельсу полоза башмака и второго колеса заторможенной колесной пары по другому рельсу. Для укладки тормозных башмаков используется специальная вилка, с помощью которой обеспечивается безопасность работы при заторможивании любой колесной пары тележки вагона. Выведение тормозных башмаков из-под колес осуществляется башмакосбрасывателем, состоящим из рельса-усовика и прикрепленного к нему рельса-остряка.




Реклама. Информация о рекламодателе на сайте skillbox.ru