12.2 Структура управления технической эксплуатацией вагонов

В настоящее время сложилась следующая структура управления технической эксплуатацией вагонов (рис. 12.1).

Управление технической эксплуатацией вагонов на железных дорогах России осуществляется по принципу отраслевого руководства. Управление всей сетью железных дорог осуществляет МПС, в пределах дороги — управление дороги (Н), а далее — отделение дороги (НОД).

Техническое руководство эксплуатацией грузовых вагонов возложено на Департамент вагонного хозяйства (ЦВ), а пассажирских вагонов — на Департамент пассажирских перевозок (ЦЛ). Ремонт вагонов в заводских условиях осуществляет АО «Вагонреммаш», имеющее систему вагоноремонтных заводов (ВРЗ).
В пределах каждой дороги имеются службы вагонного хозяйства (В) и пассажирских перевозок (Л), а также дорожные (НДОП) и линейные (ДОП) дирекции обслуживания пассажиров. Оперативно-хозяйственное руководство и контроль за деятельностью линейных предприятий выполняют отделения дороги (НОД), в составе которых имеются отделы: вагонный (НОДВ) и пассажирский (НОДЛ).