12.5.7 Вагоноремонтные заводы

12.5.7 Вагоноремонтные заводы

Наиболее сложным видом ремонта вагонов является капитальный ремонт. Поэтому он, в основном, выполняется на вагоноремонтных заводах. Кроме того, заводы ремонтируют и формируют колесные пары и изготавливают запасные части для подвижного состава. На заводах также производится модернизация вагонов.

В отличие от вагонных депо, где основной структурной единицей является производственный участок, вагоноремонтные заводы состоят из цехов различного назначения. Цехи являются административно обособленными подразделениями, дающими законченную продукцию.

Основными цехами завода являются вагоноразборочный, цех подготовки (правки) вагонов, вагоносборочный, тележечный, малярный, колесный и ремонтно-комплектовочный.

Другая категория цехов — это заготовительные и обрабатывающие. К ним относятся кузнечный, механический, сталелитейный, чугунолитейный, деревообрабатывающий. Продукция этих цехов поступает на склад и по мере необходимости используется для работы основных цехов, а также для нужд линейных предприятий.

На заводах существуют также вспомогательные цехи, которые предназначены для обслуживания основных, заготовительных и обрабатывающих цехов. К ним относятся инструментальный, ремонтно-механический, транспортный, электроремонтный и другие.

Основным направлением в области организации производства на вагоноремонтных заводах является их специализация на ремонте одного или ограниченного количества технологически родственных типов вагонов.

Специализация позволяет организовать на заводах поточное производство, максимально механизировать и автоматизировать производственные процессы, более эффективно использовать новую технику и технологию, увеличить выпуск продукции.

Отрицательной стороной специализации вагоноремонтных заводов является некоторое увеличение порожнего пробега неисправных вагонов, следующих на завод, а также усложнение процесса снабжения заводов вагонами, требующими ремонта.

Вагоноремонтные цехи могут иметь различную планировку, которая в значительной степени определяет тип организации производства. Различают два типа планировки вагоноремонтных цехов — тупиковая и сквозная (рис. 12.5).

При тупиковой планировке оси ремонтных путей перпендикулярны продольной оси здания. Вход на ремонтные пути и выход с них имеется только с одной стороны здания. Перестановка вагонов с одного ремонтного пути на другой, а также на парковые пути производится при помощи поперечной транспортной (трансбордерной) тележки, которая может располагаться как снаружи цеха, так и внутри него.

При тупиковой планировке сложно организовать поточный ремонт вагонов. При сквозной планировке вагоны в ремонт подаются с одной стороны, затем в процессе ремонта они продвигаются вдоль цеха и по окончании ремонта выходят с другой стороны.

На вагоноремонтных заводах применяются два основных метода организации ремонта вагонов: поточный и стационарный.

При поточном методе ремонтируемый вагон через одинаковые промежутки времени последовательно перемещается с одной ремонтной позиции на другую. На каждой позиции выполняется строго определенный перечень работ, имеется специализированный набор оборудования, приспособлений и инструмента. Специализированная бригада рабочих работает только на своей позиции, не переходя на другие.

Поточный метод ремонта вагонов имеет большие преимущества. На каждой позиции выполняются однородные операции, что позволяет оснастить рабочие места стационарным оборудованием, необходимым для данных операций. Рабочие на ремонтных позициях имеют узкую специализацию, что способствует увеличению производительности труда. Облегчается также контроль со стороны администрации за выполнением работ в срок.

При стационарном методе ремонта вагоны находятся на одних и тех же ремонтных позициях. Рабочие на позиции выполняют необходимый объем работ, а также могут переходить с одной позиции на другую. Наиболее предпочтительным методом ремонта вагонов на заводах является поточный.

Для перемещения вагонов по позициям поточной линии применяются конвейеры. Включение конвейера, его остановка и возврат в исходное положение могут осуществляться оператором, либо при помощи автоматических программных устройств. Для перемещения вагонов могут также использоваться маневровые локомотивы.




Реклама. Информация о рекламодателе на сайте skillbox.ru