14.4. Грузовые вагоны нового технического уровня

14.4. Грузовые вагоны нового технического уровня

В настоящее время техническое состояние многих грузовых вагонов подходит к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативных сроков службы, а к 2010 году закончится срок службы у 56 % грузовых вагонов. При эксплуатации грузовых вагонов за пределами срока их службы существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности, растет ресурсо- и энергоемкость перевозок. С учетом исключения из инвентарного парка вагонов по сроку службы, а также возможности продления срока службы эксплуатируемых грузовых вагонов путем проведения капитально-восстановительного ремонта (КВР) расчетная потребность в постройке и закупке МГТС России и частными предприятиями негосударственного сектора до 2010 года составит максимум 749 тыс. грузовых вагонов нового поколения. Недостаток полувагонов наблюдается с 1999 года, а цистерн — с 2001 года. Однако вагоностроительная промышленность России продолжает строить вагоны на устаревшей элементной технической базе с использованием автосцепок, автотормозов, тележек, принципиальное устройство которых разработано еще в 30-е годы.

Учитывая реальное состояние экономики России, МПС России совместно с ВНИИЖТ, ГосНИИВ, НВЦ (научно-внедренческий центр «Вагоны») разработали программу «Разработка и производство в России грузового подвижного состава нового поколения», в которой, в частности, поставлены задачи создания вагонов нового поколения, отвечающих современным экономическим, экологическим и потребительским требованиям. Программа должна обеспечить координацию научно-технической политики в области грузового подвижного состава для стран СНГ и Балтии. Кроме того, она имеет потенциальные возможности экспорта грузовых вагонов и предоставления их в аренду зарубежным железным дорогам. Намеченное в программе создание грузовых вагонов для эксплуатации на железных дорогах с шириной колеи 1520 и 1435 мм позволяет ускорить международные перевозки и будет способствовать интеграции российской промышленности в мировую экономику.

Основными задачами программы разработки и производства грузовых вагонов нового поколения являются: оздоровление, улучшение потребительских свойств и продление срока службы существующих вагонов; разработка, освоение выпуска вдгонов нового поколения и реконструкция в связи с этим вагоностроительных заводов; производство и закупка грузовых вагонов современного и перспективного уровня на период с 1999 по 2010 г.

В период 1999—2003 гг. потребность в грузовых перевозках удовлетворяется в основном существующими вагонами; из новых вагонов будут закупаться у вагоностроительной промышленности в небольших количествах только полувагоны и цистерны для обеспечения планируемых объемов перевозок грузов. При этом при капитальных и капитально-восстановительных ремонтах вагонов будет производиться замена существующих узлов на узлы современного технического уровня. Это позволит повысить надежность, сократить эксплуатационные расходы и продлить срок службы вагонов до исключения их из инвентарного парка грузовых вагонов. Параллельно производится разработка опытных образцов грузовых вагонов современного и перспективного технического уровня; проводятся динамические, эксплуатационные и приемочные испытания; подготовка вагоностроительной базы для выпуска установленных партий и серийного производства.

Грузовые вагоны нового поколения будут строиться трех категорий: стандартные с увеличенной грузоподъемностью до 71—75 т; скоростные грузоподъемностью 50—60 т и с конструкционной скоростью до 160 км/ч; международные грузоподъемностью 55—60 т, с возможностью быстрого перехода на колею 1435 мм и обратно за счет применения, например, колесных пар с раздвижными колесами.

Вагоны первых двух категорий будут строиться по габариту 1-Т, а третьей категории — по габариту О-ВМ.
Конструктивно вагоны нового поколения будут собираться из унифицированных блоков (модулей), нормализованных и стандартных узлов, что позволит производить многоцелевые вагоны на базе одной основной конструкции, это даст возможность повысить уровень специализации и кооперирования производства не только в пределах отрасли вагоностроения, но и на вагоноремонтных предприятиях, а также наиболее эффективно использовать труд исследователей, конструкторов и технологов в направлении сокращения цикла исследование-производство.

Переход от проектирования отдельных специализированных вагонов к проектированию семейства вагонов на базе основной конструкции вагона позволит создавать образцы вагонов с заданным уровнем надежности и долговечности; заменить традиционные методы конструирования — применять специальные унифицированные конструктивные элементы на базовом вагоне; повысить технологичность конструкции и уровень механизации и автоматизации производства; повысить эксплуатационную надежность за счет более полного учета нагруженности в эксплуатации и соответствующего сокращения затрат на ремонт и текущее содержание вагона.

По сравнению с существующими вагонами грузовые вагоны нового поколения будут иметь следующие преимущества: увеличение средней статической нагрузки на 75 %; ускорение оборота вагона на 8,0 %; сокращение расходов на текущий ремонт на 70 %; сокращение количества несправных вагонов в парке до 2—3 %; повышение безопасности движения; обеспечение сохранности перевозимых грузов; снижение трудоемкости обслуживания вагонов, повышение безопасности при маневровой работе.

Грузоподъемность вагонов нового поколения составит 71—75 т; статическая нагрузка — 62—69 т; осевая нагрузка — от 18 до 25 т (меньшая нагрузка при скорости движения 140—160 км/ч; допустимая продольная сила 350 т; конструкционная скорость движения 120—160 км/ч; межремонтный пробег 3 года после постройки и капитального ремонта вагона или 450 тыс. км после деповского ремонта; средняя частота отказов за год 0,8 у полувагонов, 0,6 у крытых вагонов, 0,5 у цистерн и платформ, что в среднем в 10—15 раз меньше, чем у существующих вагонов.

Среди вагонов нового поколения основными типами вагонов являются: четырехосный полувагон с жестким каркасом кузова и осевой нагрузкой 25 т; крытый вагон с увеличенным объемом кузова до 148 м³ вместо 138 м³ у существующего крытого вагона и осевой нагрузкой 25 т; цистерны грузоподъемностью 62—88,2 т для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, 70—73 т для перевозки кислот, спирта и виноматериалов, 43,5—6,5 т для перевозки сжиженных углеводородов; платформа грузоподъемностью 73 т и с площадью пола 50,8 м².

Среди вагонов специального назначения нового поколения: сочлененный вагон для перевозки легковых автомобилей грузоподъемностью 33 т, с осевой нагрузкой 16 т и объемом кузова 490 м³ вагон для международных перевозок легковых автомобилей грузоподъемностью 18 т, с осевой нагрузкой 13 т и объемом кузова 260 м³ вагон со съемной крышей для перевозки автомобилей грузоподъемностью 52 т, с осевой нагрузкой 18 т и объемом кузова 135 м³ ; вагон со съемной крышей для перевозки металлопродукции грузоподъемностью 70 т, с осевой нагрузкой 25 т и объемом кузова 85 м³ платформа для перевозки автомобиля с полуприцепом или двух 30-тонных контейнеров грузоподъемностью 61 т, с осевой нагрузкой 23,5 т и тарой 33 т; платформа хлыстовоз грузоподъемностью 70 т, с осевой нагрузкой 25 т и тарой 30 т; платформа для перевозки штрипсов грузоподъемностью 75 т, с осевой нагрузкой 25 т и тарой 25 т; платформа для перевозки рельсов грузоподъемностью 127 т, с осевой нагрузкой 22 т и тарой 49 т.

Все вагоны нового поколения будут иметь двухосные тележки с улучшенными динамическими показателями и лучшим воздействием на путь, меньшей необрессоренной массой; колесные пары с буксовыми узлами кассетного типа и раздвижными колесами.




Реклама. Информация о рекламодателе на сайте skillbox.ru